ОТЧЕТ С КОНЦЕРТА MAYHEM [»»] Самая известная металлическая группа Европы, группа, чье имя слышал любой, даже на дух не переносящий black metal ценитель экстремальной музыки, приехала в Москву. Еще несколько лет назад человека, предположившего даже возможность этого события, можно было смело сдавать в психушку. Но сейчас это реальность - балансируя на грани срыва, визит Живой Легенды - MAYHEM - состоялся. Часть I: Hard Blow. Концерт проходил в клубе "Точка" - это известное мажорное заведение в центре Москвы, используемое то под дискотеки, то для концертов так называемого "русского рока". От тамошних цен на пиво содрогнулся бы житель Парижа, а от вкуса сего пенного напитка вывернуло бы наизнанку последнего привокзального бомжа. Оформлен клуб, правда, весьма оригинально - что-то наподобие клуба "Котельная" из фильма Hellraiser III. То есть, казалось бы, лучшего места для встречи дорогих норвежских гостей не сыскать. Да и объем помещения позволяет - похоже, что, несмотря на достаточно высокую цену на билеты, на концерт приперлась вся околомузыкальная Москва - от траченных дешевой водкой 35-ти летних панков до пятиклассников в майках "Арии". Хотя, разумеется, большинство в этот день отдало предпочтение майкам виновников торжества - бросив беглый взгляд на толпу, можно было получить более-менее полное представление о дискографии Mayhem. Между прочим, к туру "Eastern Front", в рамках которого Mayhem, собственно, и приехал к нам в гости, также выпущена эксклюзивная серия маек, балахонов и тому подобных текстильных изделий. Что забавно, в списке городов тура присутствует презабавная опечатка - вместо Санкт-Петербурга, ну или, на худой конец, Ленинграда там значится "Stalingrad". Несколько теплых слов хочется сказать и про организацию действа. Пускать всех начали, как это у нас водится, по прошествии четверти часа после наступления времени, указанного в билете. Знать бы, кто придумал такую традицию... И хотелось бы посмотреть на подобную, мнущуюся на морозе, толпу, скажем, перед концертным залом им. П.И.Чайковского. И на тех, кто бы потом в этот зал пошел. Похоже, что подобное пренебрежение к публике свойственно исключительно отечественным метал-промоутерам. Мол, а что с ними, металлистами, сделается? Никуда не денутся, потерпят, родимые. Надо сказать, что толпа человек в 400 перед входом вела себя на удивление чинно и мирно, видимо, из опасения спугнуть Mayhem. Ну а сами Mayhem в это время отвечали на вопросы пишущей братии, сперва, правда, запретив задавать все самые интересные вопросы - о событиях 91 и 93 годов минувшего века. Журналисты, ясное дело, растерялись и ограничились в основном пустой болтовней с норвегами. Весьма неоднозначное впечатление оставляет после себя эта команда - толстый круглолицый Hellhammer, явно лысеющий Necrobutcher, и Maniac - то ли нажравшийся какой-то химии, то ли просто охреневший от сидения на российской границе. Вся компания (кроме Hellhammer'а) разминалась слабоалкогольными напитками и слабо реагировала на внешние раздражители, давая односложные ответы практически на все вопросы. Воплощенная норвежская суровость! Часть II: Blow Up. В то же самое время на сцене готовилось шоу - в углу был установлен хромированный истукан с мечом наперевес - зовется он "Space Brain" и имеет непосредственное отношение к последнему альбому Mayhem. В самом же центре сцены было установлено нечто, напоминающее сдвоенный шест из стрип-шоу. С той лишь разницей, что этот образчик был обмотан колючей проволокой и на верхушку его был насажен пластмассовый череп весьма крупного рогатого скота. Также, к вящей радости собравшейся публики, на сцену были вынесены и насажены на колья четыре свиные головы весьма нездорового вида. Вскоре после этого погас свет и концерт начался… Начался он, как это водится у Mayhem, с записи "Silvester Anfang" с альбома Deathcrush. Композиция отыграла в полной темноте - в это время зал скандировал "Mayhem! Mayhem!". И вот зажегся свет и на сцену вышли Они - мЕтры норвежского блэка Blasphemer с Necrobutcher'ом. Метры они в первую и последнюю очередь потому, что рост их весьма близок к эталонному значению вышеуказанной физической величины. Что рядом с двухметровым вокалистом выглядит довольно-таки квело. Следом вышел крашеный под Мэрилина Мэнсона Maniac. Звучит, конечно, смешно, но параллели были налицо - грим, костюм, манера поведения на сцене. Поведение его, кстати, лежало где-то между приматом и стриптизером - то он мерно раскачивался, держась рукой за шест, то целиком на него забирался, озирая толпу из-под насупленного грима. Всей журналистской братии под страхом физической расправы было запрещено вести съемку / запись после третьей песни. Как раз после нее (думаю, не случайно) Maniac начал свои обычные членовредительские штучки. Деловито закатав рукава и обмотав руки колючей проволокой (кстати, страшно архаичной, с шипами - надо было принести ему 'Плющ' или 'Гюрзу' - это которые с лезвиями - шоу было бы гораздо интереснее… но значительно короче) Maniac довел аудиторию до оргазма. Потом появилось несколько больших (чтобы в последних рядах видно было) ножей и экзекуция продолжилась. Крови было немало. Maniac попеременно втыкал ножи то в себя, то в свиные головы - рискуя, кстати, получить неслабое заражение крови от этих, наверняка купленных в ближайшем гастрономе, жертв сибирской язвы. Программа ничем, в принципе, не отличалась от официальной концертной записи "Mediolanum Capta Est". Сыграны были уже названный выше Silvester Anfang, Pagan Fears, Deathcrush, Carnage, Necrolust, Freezing Moon, From The Dark Past, Chainsaw Gutsfuck, Pure Fucking Armageddon. Несказанно огорчило отсутствие в репертуаре моей любимой Funeral Fog. Из песен с последних же альбомов были сыграны лишь Fall Of Seraphs, Ancient Skin, да I Am Thy Labyrinth. Причем все новые композиции начинались с тупейших речевок в стиле Rage Against the Machine, да и сама музыка чрезвычайно сильно отдавала хардкором. Да-да - тем самым дерьмом, против которого некогда выступал ныне покойный Евронимус. К слову, принимала публика эти - новые - композиции чрезвычайно прохладно. Под старые же все пели вместе с Maniac'ом и роняли скупые мужские слезы в память о былом величии The True Mayhem. Но, тем не менее, все композиции были сыграны несколько быстрее, чем на альбомах, и более неряшливо, из-за чего величественная музыка превратилась в совершенно невыразительную кашу. Под конец представления Maniac начал швырять измусоленные свиные головы в зал, где они тут же были оприходованы почтеннейшей публикой. После того, как одна из свиных голов улетела в зал, один из зрителей, по слухам, откусил ей ухо, видимо, желая повторить аналогичное деяние своего коллеги на концерте Mayhem в 1990 году. Тогда 'едок' весьма неслабо потравился основательно подтухшим мясом. Часть III: Blow Out. Какие можно сделать выводы из этого мероприятия? Думаю, что лучшее, что сейчас может сделать Mayhem - самораспуститься или сменить название - выезжать за счет былой славы уже как-то несолидно, а новые вещи... Публика их не принимает, да и мало чего общего имеют эти песни с The True Mayhem. Собственно, всё, что они показали нам в Москве - это то, что Maniac умеет громко и долго орать, Hellhammer - неутомимо стучать, а оба гитариста - быстро и самозабвенно играть. Жаль, конечно, но вместе с тем предельно ясно, что 'та' атмосфера ушла безвозвратно. © 2001 [DarkCity Magazine.] Олег ПОЗДЕЕВ. |